ГВАТТАРИ Феликс - ГВАТТАРИ́ (Guattari) Феликс (30 апреля 1930, Коломб, Франция - 29 августа 1992, близ Блуа), французский философ и психоаналитик, создатель теории машинного бессознательного, долгое время сотрудничал с Ж. Делезом (см. ДЕЛЕЗ Жиль).
Основные положения философии Гваттари сформировались на фоне критики психоанализа Фрейда и структурного психоанализа Ж. Лакана (см. ЛАКАН Жак). По мнению Гваттари, практика психоанализа предполагает определенные «паралогизмы», которые обеспечивают фиксирование, территориализацию желания внутри «эдипового треугольника». Именно в таком качестве желание получает все свои негативные определения, представляясь в качестве своей собственной нехватки, желания желания другого и т. п. В противовес диалектическому и структуралистскому определению желания Гваттари предлагает его трактовку в виде «машинного». Концепция «машинного бессознательного» (l"inconscient machinique) как абсолютно позитивной силы, для которой фрейдовское «влечение к смерти» уже не является фундаментальной составляющей, оформляется в виде квазиэволюционной теории территориализации и детерриториализации желания. Эволюция потоков желания завершается в «освобожденной», «раскодированной» фигуре «состоявшегося шизофреника». В наиболее полном виде позиция Гваттари представлена в работе «Капитализм и шизофрения», созданной вместе с Ж. Делезом.
Идеи Гваттари, тесно связанные с политическими движениями конца 1960-х годов, а также с традицией французского марксизма и маоизма, в определенном смысле продолжают некоторые темы философии Просвещения, соединяющей эволюционный подход с освободительным пафосом. В то же время Гваттари считает, что основные понятия западноевропейской философии, такие как «субъект», «сознание», «желание», представляют собой лишь один из этапов в логике самореализации позитивного машинного бессознательного. Последнее получает яркие примеры своего выполнения не только в экономическом и политическом развитии Запада (в переходе от деспотических, территориализированных, государственных устройств к раскодированному капитализму), но и в искусстве и литературе. Многие работы Делеза и Гваттари демонстрируют прорыв машинного бессознательного так, где ранее предполагалось непосредственное выполнение законов классического психоанализа (например, в текстах Франца Кафки (см. КАФКА Франц)).